Ваш город: г. Москва

Создаем корпоративный портал организации с Web2.0 возможностями (Часть 2)

Лицензионное ПО «1С-Битрикс: Корпоративный портал» - готовое решение «из коробки», которое работает сразу после установки. Рассмотрим «1С-Битрикс: Корпоративный портал» именно с этой позиции: что нужно настроить под потребности конкретной компании.

«1С-Битрикс: Корпоративный портал» - готовое решение «из коробки», которое работает сразу после установки. Да, это так. Но, читатель, как любой разумный IT-шник, понимает, что «из коробки» продукт хоть и работает, но все равно его надо настраивать, что бы корпоративный портал работал так, как надо в конкретной организации.

Рассмотрим «1С-Битрикс: Корпоративный портал» именно с этой позиции: что нужно настроить под потребности конкретной компании.

Прежде всего, разделим все настройки на обязательные и возможные. Обязательные – это то, без чего корпоративный портал не будет работать вообще. Возможные – это те, которые администраторы могут использовать, а могут и нет. Возможные, в свою очередь, можно разделить на админские и пользовательские. То есть те настройки, которые делает администратор, и те, которые доступны пользователям.

Для удобства работы администраторов большая часть работ по настройке может выполняться с помощью мастеров. Все мастера расположены в административной части, на странице Список мастеров (Настройки > Настройки продукта > Список мастеров)

Список мастеров
Список мастеров

Начнем, естественно с обязательных настроек.

Обязательные операции

Обязательные операции нужны для удаления демо-данных, которые будут мешаться при работе портала и добавления в портал структуры вашего реального подразделения и импорта пользователей.

Мастер удаления демоданных

Мастер удаления демоданных можно запустить как с публичной части, из административной панели, так и из административной части, со страницы Список мастеров.

Мастер удалит: Список сотрудников и структуру, кадровую информацию, библиотеку документов и прочие данные, нужные только для изучения работы портала.

У Мастера есть особенность: он удаляет только данные, оставляя в неприкосновенности структуру информационных блоков. Пользоваться этим мастером нужно только тогда, когда вы изучили портал и уверены, что эти демоданные вам не нужны. Восстановить их можно только переустановкой портала.

Запуск мастера очистки демоданных
Запуск мастера очистки демоданных

Структура + импорт пользователей

Импорт структуры компании и всех пользователей из сервера LDAP делается обычным для продуктов, созданных на базе Bitrix Framework способом.

На странице Настройки > AD/LDAP. Произведите настройку сервера LDAP. Для этого:

  1. Создайте сервер и проверьте его соединение;
  2. Настройте поля для импорта;
  3. Задайте соответствие групп пользователей на сервере и в к корпоративном портале;
  4. Задайте периодичность синхронизации данных;
  5. Проведите синхронизацию.

Создание сервера для импорта пользователей
Создание сервера для импорта пользователей

При настройке импорта обратите внимание на закладку Настройки полей, раздел Отделы и структура компании. Если не активировать эту опцию, то все пользователи будут импортированы «оптом», без разделения по структуре компании. Если вы хотите видеть структуру компании и распределить автоматически пользователей по подразделениям, то поставьте флажки в соответствующих полях.

Желательные операции

Без выполнения желательных настроек «1С-Битрикс: Корпоративный портал» работать будет. Но не так как вам надо. Так что рекомендуем обратить серьезное внимание на условия настроек.

Администраторские возможности

Настройки, осуществляемые администратором касаются не только параметров портала, но и возможностей пользователей. Однако вопросы прав доступа мы рассматривать не будем. Это отдельная и большая тема.

Дизайн портала

Дизайн портала можно не менять, если в этом нет особой необходимости. В дистрибутиве имеются разные шаблоны и цветовые схемы этих шаблонов. Можно подобрать то, что вам нужно и ограничиться этим. Если вы хотите эксклюзивый дизайн, то без подробного изучения документации по интеграции дизайна вам не обойтись.

Если есть потребность в смене одного шаблона из дистрибутива на другой, то просто запустите Мастер настройки корпоративного портала на странице Список мастеров и пройдите все шаги по настройке портала заново. Этот мастер не удаляет ни каких данных, просто производит смену дизайна. Поэтому менять внешний облик портала можно на уже действующем, «боевом» проекте.

Почта и XMPP

Что бы на портале заработала почта, необходимо в настройках модуля Почта указать командную строку используемого SMTP сервера и запустить его.

Для обмена сообщениями в режиме реального времени (корпоративный мессенджер) необходимо настроить и запустить XMPP-сервер. Это делается на странице Настройки > Настройки продукта > Настройки модулей > XMPP сервер.

Настройки XMPP сервера
Настройки XMPP сервера

Настройка сервера на сложна: надо указать домен и IP-адрес, который должен слушать сервер. Все остальные настройки можно оставить по умолчанию.

XMPP сервер работает с большинством известных менеджеров мгновенных сообщений, поддерживающих протокол XMPP. Но рекомендуется использовать специальную сборку менеджера мгновенных сообщений Miranda, которую можно загрузить с сервера компании 1С-Битрикс. Эта сборка адаптирована под работу в рамках «1С-Битрикс: Корпоративный портал».

Бизнес процессы

В дистрибутив портала входят семь бизнес процессов по умолчанию, предназначенных для работы с документами. Администратор может отредактировать эти шаблоны, либо создать новые. Возможно, создание новых шаблонов или редактирование действий в шаблоне и не понадобится, но указать правильных сотрудников или групп сотрудников, выполняющих определенные действия в рамках тех или иных шаблонов – нужно обязательно.

Другим моментом настройки корпоративного портала на работу с бизнес-процессами является настройка инфоблоков на работу с бизнес-процессами. Чтобы элементы того или иного инфоблока могли участвовать в бизнес-процессах необходимо в свойствах инфоблока в поле Участвует в документообороте или бизнес процессах указать: бизнес-процессы.

Подключение инфоблока к бизнес-процессам
Подключение инфоблока к бизнес-процессам

Кроме работы с документами, есть еще бизнес-процессы, обслуживающие организационные моменты работы в компании. Это оформление отпуска и оформление командировки. Администратор в настройках этих бизнес-процессов должен указать группы пользователей портала, которые будут иметь права на выполнение тех или иных операций в рамках бизнес-процесса.

Настройка бизнес-процесса на создание командировки
Настройка бизнес-процесса на создание командировки

Доступ к документам

Документы в рамках корпоративного портала хранятся в соответствующих информационных блоках. Ограничение на доступ к документам, следовательно, осуществляется ограничением доступа к этим самым инфоблокам. Если инфоблок создается для документов, например, отдела безопасности, то и доступ к этому информационному блоку должны иметь только сотрудники этого отдела. Доступ задается в одноименной закладке страницы редактирования свойств инфоблока.

Настройка видео

Настройка видеоконференций осуществляется после установки видеосервера от компании Видеопорт. При установке сервера нужно запросить лицензию на демоверсию, даже если вы не планируете покупать отдельно видеоконференции. После чего нужно в настройках модуля Видеконференции (Настройки > Настройки продукта > Настройки модулей > Видеоконференции):

  • на закладке Видеопорт указать адрес сервера, порт и секретное слово для доступа. (Данные можно получить с закладки Сеть менеджера VideoPort VCS получить данные для подключения сервера к порталу.)
  • на закладке Настройка указать группы, которым разрешено делать видеозвонки.

Настройка экстранета

Для настройки Экстранета необходимо использовать Мастер настройки экстранета для корпоративного портала. Этот мастер во многом повторяет мастер настройки самого корпоративного портала. Его прохождение не вызовет сложностей, единственная рекомендация: выбрать иной дизайн, отличный от используемого в самом корпоративном портале.

Следующий шаг настройки – добавление пользователей в созданную мастером группу Пользователи экстранета. Только участники этой группы видят в меню корпоративного портала пункт Экстранет.

И последнее, что необходимо сделать: задать определенным пользователям свойство публичности. Такие сотрудники будут «дежурными» по Экстранету. Свойство добавляется простой установкой флажка в соответствующем поле на закладке Дополнительно формы редактирования свойств пользователя.

Настройка переговорных

В каждой организации – свои переговорные комнаты. В дистрибутиве «1С-Битрикс: Корпоративный портал» есть демоверсии переговорных. Естественно, что для конкретной организации нужно создать свои переговорные комнаты. Это делается на странице Сервисы > Список переговорных.

Мастер техподдержки

Создание собственного мастера техподдержки понадобится тем организациям, которым для внутренних нужд нужно задать определенный порядок решения технических проблем. Число шагов в мастере и конкретные вопросы мастера создаются в административной части портала, как разделы специального информационного блока.

Настройка заявок

В разделе Сервисы есть специальная страница Отправить заявку, на которой собраны все сервисы кампании, чей функционал выполняется через систему электронных заявок. Если кампанию устраивают сервисы по умолчанию, то администратору остается только откорректировать вопросы, поля и статусы формы. Если нужно создать новые заявки, то достаточно создать новую форму и вывести ее вызов на публичной странице со списком заявок.

И корректировка старых форма и настройка новых выполняется на странице Сервисы > Веб-формы > Настройка форм в административной части корпоративного портала.

Главную и Мой портал

На обеих страницах настройка производится в виде размещения и настройки специальных блоков – гаджетов. Главная – это лицо портала в целом. Мой портал – это персональный рабочий стол сотрудника компании. Из разницы в назначении вытекает и разница в настройке страниц.

Администратор может настроить прямо из публички и Главную страницу портала и страницу Мой портал. Страницу Мой портал может подстраивать под себя каждый пользователь портала. Но администратор задает список и положение гаджетов на ней, которые обычные пользователи не могут изменить. Скажем, администратор может добавить на страницу Мой портал гаджет официальная информация и тогда ни один пользователь не сможет сказать, что не видел последний приказ по кампании.

Пользовательские возможности

Пользовательские возможности настроек заключаются, в основном, в создании удобного рабочего пространства в рамках корпоративного портала. К ним относится как изменение интерфейса, так и настройки портала на подключение внешних папок.

Личный раздел и рабочие группы

У каждого пользователя портала есть своя личная страница, свое личное представительство. Это личное пространство, естественно, пользователь может настроить «под себя». Он может:

  • Задать личный профиль;
  • Изменить приватность, то есть ограничить доступ к разделам лично страницы другим пользователям.
  • Изменить подписку;
  • Изменить порядок, названия вкладок и доступ к ним.

В рамках рабочих групп владелец группы может произвести настройки Рабочей группы как по аналогии с Личной страницей (доступ, оформление), так и по аналогии со страницей Мой портал (добавить гаджеты). Правда тут есть один нюанс: администратор должен разрешить владельцам групп эту возможность, по умолчанию она отключена.

Подключение сетевого диска

Для работы с документами в «1С-Битрикс: Корпоративный портал» предусмотрен специальный раздел Документы. Но в некоторых случаях часть документов может находиться либо на локальном, либо на сетевом дисках. Корпоративный портал позволяет подключать такие внешние папки к собственному хранилищу либо в виде сетевого диска, либо в качестве папки в сетевом окружении.

Для этого пользователю достаточно:

  • нажать на кнопку Web-папка;
  • в меню Сервис открывшегося Проводника выбрать Подключить сетевой диск
  • выполнить все шаги мастера по подключению диска.

Резюме

Настройка «1С-Битрикс: Корпоративный портал» для IT-администратора среднего уровня квалификации не составляет труда. Операции по настройке требуют внимательности, но не требуют специальных знаний и умений. Достаточно знать основы работы с корпоративным порталом и иметь базовый опыт работы в сетях. Купить 1С-Битрикс: Корпоративный портал можно у партеров сети "1Софт". 

Роберт Басыров

Все права защищены. По вопросам использования статьи обращайтесь к администраторам сайта

Вы можете оставить комментарий:

Хотите обсудить вопрос по Вашей задаче?

Введите интересующую информацию и наш менеджер Вам ответит